Габариты техники или как читать спецификацию
Вилочная грузоподъемная техника часто работает в условиях ограниченного пространства: осуществляет выгрузку из автомобильных трейлеров и железнодорожных вагонов, обрабатывает грузы в ограниченном межстеллажном пространстве, маневрирует между основным производственным оборудованием.
Компактность и маневренность – одни из основных требований к технике, работающей в помещениях. Какие важные измерения и функциональные особенности влияют на способность техники быть компактной и маневренной? Рассмотрим в этом материале.
Компактность и маневренность – одни из основных требований к технике, работающей в помещениях. Какие важные измерения и функциональные особенности влияют на способность техники быть компактной и маневренной? Рассмотрим в этом материале.
Спецификация
Габариты серийной техники приведены в спецификации каждой модели в разделе «Размеры» и дополнительно расшифрованы на чертеже. Унификация содержания спецификации позволяет проводить сравнение характеристик техники разных производителей.
4.1 Наклон вилочной каретки/мачты
Наклон вилочной каретки или мачты является одной из двух основных функций, выполняемых гидравлической системой погрузчиков и ричтраков.
Наклоняя вилы вперед, оператор осуществляет подбор груза или установку его на стеллаж. Наклоняя вилы назад, оператор увеличивает устойчивость груза при его транспортировке.
Функция наклона мачты, в основном, характерна для погрузчиков, хотя также используется некоторыми производителями для ричтраков с небольшой высотой подъема. Значения в спецификации указывают на угол отклонения мачты от вертикального положения вперед (α), или назад (β).
В ричтраках предусмотрена функция наклона вилочной каретки, и значение в спецификации показывает угол отклонения вил от горизонтального положения вверх (β), или вниз (α).
Штабелеры, которые работают с меньшей интенсивностью и производительностью, оснащены фиксированной кареткой.
4.2-4.5 Измерения мачты
В п.4.2 – 4.5 спецификации приведены важные измерения мачты грузоподъемной техники.
Внимательный анализ габаритов мачты необходим, чтобы техника могла поднимать грузы на нужную высоту и при этом свободно работать в помещениях заданной высотности, перемещаться между помещениями с учетом высоты ворот и проездов, выполнять работы в коммерческом транспорте и вагонах.
4.2 Высота сложенной мачты, h1
Высота сложенной мачты измеряется, когда вилы находятся в крайнем нижнем положении. Она определяет минимальную конструкционную высоту погрузчика. Данный показатель важен для обеспечения возможности перемещения техники через ворота, проезды, двери, коридоры с ограниченной высотностью.
Мачты разного типа с одинаковой высотой подъема могут иметь разную габаритную высоту в нижнем положении: так, 3-ступенчатая мачта будет ниже 2-ступенчатой мачты при одинаковой высоте подъема.
Также встречаются случаи, когда высота сложенной мачты ниже высоты защитного ограждения кабины оператора п.4.7 спецификации – показатель h6) или дополнительного оборудования, установленного на ограждении (проблесковый маячок или огнетушитель). В этом случае минимальная конструкционная высота погрузчика определяется по высоте защитного козырька или габаритам дополнительного оборудования.
4.3 Свободный подъем вил, h2/h5
Свободный подъем вил – это высота, на которую можно поднять вилы без увеличения верхнего габарита мачты.
Минимальный/стандартный свободный подъем (h2), около 80-100мм, предусмотрен конструкцией техники, чтобы вилы были подняты от земли при движении.
Специальный свободный подъем (h5) обеспечивается цилиндром свободного подъема и необходим для обработки грузов в пространстве с ограниченной высотностью: при заезде в автотранспорт и вагоны.
4.4 Высота подъема вил, h3
Высота подъема вил определяет на какую высоту может быть поднят груз. Высота подъема определяется как расстояние от пола до верхней поверхности вил.
Для постановки и снятия груза со стеллажа, высота подъема вил должна быть на 200мм выше направляющей последнего яруса хранения: это дает возможность приподнять паллет со стеллажа перед дальнейшей обработкой.
4.5 Высота поднятой мачты, h4
Габаритная высота поднятой мачты определяет необходимое для безопасной работы техники расстояние до систем вентиляции, освещения и прочего оборудования расположенного под потолком помещения. Габаритная высота мачты может быть приведена с учетом высоты опоры для груза. Не забывайте, что верхний край груза может превышать габариты мачты и опоры для груза.
4.8 Высота кресла оператора, h7
Высота кресла оператора – это показатель, который сложно сравнивать и анализировать без учета других конструкционных особенностей модели.
С одной стороны, высокое расположение кресла увеличивает обзор рабочей области и груза и повышает безопасность работы.
С другой стороны, при более высоком расположении кресла увеличивается нагрузка на колени и ноги оператора, который совершает до 100 посадок в кабину в течение рабочей смены. В такой ситуации важно обратить внимание на наличие и удобство промежуточной ступени для посадки в кабину и ручек для захвата при посадке.
Также необходимо обратить внимание на расстояние от кресла до защитного ограждения отделения оператора: это расстояние должно позволять с комфортом расположиться операторам с высоким ростом, в том числе при использовании защитной каски.
4.15 Высота вил в нижнем положении
Высота вил в нижнем положении должна позволять ввести вилы в пазы палеты или другого груза. У погрузчиков высота вил в нижнем положении (h13) и толщина вил (s) совпадают, так как погрузчик может опустить вилы на землю; у правильно отрегулированных ричтраков значения высоты вил в нижнем положении (h13) и толщины вил (s) отличаются – вилы ричтрака в горизонтальном положении не касаются пола.
Обращайте внимание на высоту вил в нижнем положении у штабелеров при обработке нестандартных палет/грузов: вилы штабелера опускаются на опорные стойки и могут иметь значительную высоту, особенно в модификациях с предподъемом.
4.19 Общая (габаритная) длина
Общая габаритная длина (l1) определяется по крайним точкам техники (в направлении движения).
Габаритная длина изменяется при установке вил разной длины, при установке специального грузозахватного оборудования. На габаритную длину ричтраков, перевозчиков паллет и штабелеров влияет также емкость установленной батареи: батарея большей емкости имеет большую ширину, что увеличивает ширину батарейного отсека.
Габаритная длина перевозчиков палет приводится для откинутой и сложенной платформы. Габаритная длина ричтраков приводится при вдвинутой мачте.
Габаритную длину необходимо учитывать при транспортировке техники, при организации мест хранения.
Показатель, приведенный в п.4.20, - Длина до начала вил (l2) - указывает габаритную длину шасси техники без учета грузозахватного устройства. С использованием этого показателя можно рассчитать изменение общей габаритной длины техники при установке навесного оборудования или вил разной длины.
Длина до начала вил включает толщину спинки вил (у ричтраков и погрузчиков).
Обратите внимание: для ричтраков приводятся 2 измерения длины шасси: до начала вил (l2) и общая длина шасси до начала опорных стоек (п.4.37, l7).
4.21 Габаритная ширина
Габаритная ширина (b1/b2) определяется по крайним правой и левой точке техники. Для погрузчиков габаритная ширина может быть указана для комплектации с одинарными/сдвоенными передними колесами.
Для безопасной работы габариты грузозахватного оборудования (каретка и установленное на ней навесное оборудование) должны находится в пределах ширины погрузчика. Груз при обработке может выходить за внешние габариты погрузчика по ширине.
Для техники, которая используется при загрузке транспорта и при напольном набивном хранении ширина шасси должна быть меньше ширины единицы груза.
Для техники, которая используется при работе в набивных стеллажах необходимо обращать внимание на ширину шасси в нижней части и изменение ширины шасси на уровне направляющих первого уровня хранения.
4.22 Размеры вил
Размеры вил должны позволять осуществить захват груза в предусмотренных для этого местах.
Длина вил должна обеспечивать устойчивую обработку груза, без риска сваливания в момент начала движения / при торможении. При необходимости обработки грузов разной длины можно предусмотреть использование удлинителей вил.
Помните об изменении центра тяжести при установке удлинителей и снижении допустимой нагрузки.
Стандарт крепления вил указан в п.4.23 спецификации. FEM/ISO - самый распространенный стандарт крепления вил. В соответствии с грузоподъемностью стандарт ISO предусматривает 5 классов крепления (например, 2А, 4А) каждый из которых может иметь тип А или B.
Для тяжелых погрузчиков и строительной техники предусмотрен крепеж вил на оси (“shaft”).
Для специальных грузов предусмотрены различные сечения и форма вил, а также специальное покрытие несущей поверхности для работы, например, с продуктами, химическими материалами или во взрывоопасной среде.
4.25 Ширина по внешним краям вил
На вилочной каретке предусмотрено несколько положений для установки вил. Положение вил можно изменять в зависимости от ширины
обрабатываемого груза.
Если необходимость изменения между вилами возникает часто в процессе работы, может быть целесообразным установить гидравлический позиционер.
4.26 Расстояние между опорными стойками
Особенностью ричтрака является выдвигающаяся мачта, которая позволяет размещать часть груза в пределах габарита ричтрака, что увеличивает маневренность.
Необходимо проверить, соответствует ли ширина груза и навесного оборудования расстоянию между опорными стойками выбранной модели ричтрака (b4).
4.32 Дорожный просвет
Дорожный просвет/клиренс по центру колесной базы (m2) и под мачтой (4.31 - m1) связан со способностью техники преодолевать уклоны, выступы, работать на рампах.
У автопогрузчиков этот показатель выше, что позволяет использовать их для работы на неровных поверхностях. У электротехники, работающей на ровных полах внутри помещений, дорожный просвет ниже, что позволяет снизить собственный центр тяжести и увеличить показатели остаточной грузоподъемности.
Для малой складской техники дорожный просвет должен быть достаточно низким, чтобы предотвратить травмирование ног оператора, но в то же время он должен обеспечивать беспрепятственную работу перевозчиков паллет на рампах при загрузке транспорта.
4.33-4.34 Ширина рабочего прохода
Ширина рабочего прохода (AST) – один из ключевых показателей при выборе типа и модели складской грузоподъемной техники.
Так как пространство, в котором работает техника, не может использоваться для хранения грузов, то есть не несет полезной нагрузки, оно должно быть минимально возможным. Для оценки этого расстояния используется расчетный показатель AST.
В спецификации техники значение AST обычно приводится для случаев обработки палетированых грузов (800x1200мм и 1000x1200мм) по длине и по ширине.
Существует также уточненный показатель AST3, который применяется только при обработке грузов на палетах 800x1200мм по длине. Его значение обычно меньше, чем AST, но работа в проходах такой ширины требует особых приемов обработки грузов.
Ширина рабочего прохода для ричтрака рассчитывается по
следующей формуле:
AST = Wa + R + a
Wa – радиус разворота (п.4.35)
R – диагональ, измеренная от точки вращения (середина условной оси грузовых колес) до угла груза (зависит от показателя x – п.1.08 и размера груза): R2 = (длина груза – х)2+(ширина груза /2) 2
а – запас на безопасную обработку, обычно 2*100мм = 200мм
Транспортировка техники
Габариты техники важно учитывать при организации ее транспортировки.
Так мачты ричтраков с высотой подъема более 6300мм транспортируются демонтированными, уложенными на палету, так как их габаритная высота в нижнем положении превышает максимальную высоту автотрейлера.
Штабелеры могут транспортироваться уложенными (АКБ извлекается). Также уложенными транспортируются узкопроходные штабелеры.
Обращайте внимание на разрешенную высоту при организации транспортировки погрузчиков эвакуаторами.
Не забывайте предусмотреть оборудование для выгрузки и монтажа на площадке, где будет эксплуатироваться техника.
Безопасной работы!