Китайские вилочные погрузчики

Всё, что мы не собирались узнавать о китайской грузоподъёмной технике, но с чем нам пришлось познакомиться
Этот материал состоит из двух частей:

  • Первая часть — сокращённый перевод статьи с ресурса ForkLiftAction, в которой предоставлено слово производителям оборудования.

  • Вторая часть — наш обобщённый опыт работы с китайской техникой, приобретённый за последний год.

Часть 1. Слово производителям

Согласно данным Global Forklift Trucks Market, мировой рынок вилочных погрузчиков в 2021 году оценивался в 52,8 млрд долларов США с прогнозом дальнейшего роста до 114,55 млрд долларов США к 2028 году при годовом темпе роста более 11%.

Рост обусловлен: постоянным акцентом на эффективности логистических операций, внедрением автоматизации, увеличением спроса со стороны строительного сектора, быстрым ростом электронной коммерции и связанным ростом в складском бизнесе.

Северная Америка — самый большой рынок сбыта вилочных погрузчиков; спрос со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона устойчиво растёт.

Азиатско-Тихоокеанский регион и, в частности, Китай, приобретает всё большее значение и в производстве вилочных погрузчиков. Такие имена как Hangcha и Heli уже закрепились в списках ведущих глобальных игроков в этом секторе; несколько других компаний демонстрируют потенциал присоединиться к ним.

Стоит более внимательно посмотреть на текущее состояние китайской промышленности по производству вилочных погрузчиков: каковы её сильные стороны? где она находится в глобальной схеме рынка? с какими проблемами сталкивается?

Рост спроса,
рост производства

Все производители, с которыми связались авторы статьи, подтвердили важность экспорта в успехе их организаций.

По словам заместителя генерального директора «Hangcha» Джорджа Чжана, продукция компании в настоящее время экспортируется в более чем 180 стран, а темпы международного развития компании ускорились.

«К концу третьего квартала прошлого года объём экспорта увеличился более чем на 40%, операционный доход увеличился более чем на 70%. Доля экспортных доходов в основном бизнесе компании увеличилась с 20% в 2021 году до более чем 30% в 2022 году», — говорит Чжан.

«Объём экспорта компании и операционные доходы остаются одними из лучших в отрасли более 10 лет подряд. Это также полностью отражает тот факт, что всё больше и больше глобальных пользователей доверяют продуктам Hangcha, технологиям производства и инженерным решениям из Китая».

Для «UN Forklift», производителя, который стремится обеспечить спрос на экономически эффективные и «зелёные» вилочные погрузчики на литиевых батареях, экспорт ещё более важен. По словам Ву Джин Сяна, председателя компании, экспортные операции составляют более 90% общего объёма продаж компании.

Отзывчивость на рыночный спрос является ключевым фактором. Как говорит Ву Джин Сян, экспорт, вероятно, будет продолжать расти в результате усилий компании по удовлетворению потребностей зарубежных рынков.

«UN Forklift» всегда будет активно развивать более интеллектуальные, более энергоэффективные и более экономически эффективные продукты для удовлетворения потребностей различных зарубежных рынков», — говорит он, приводя в пример серии погрузчиков N, NL и V, которые по-разному позиционируются в соответствии с потребностями рынков, на которых они представлены.

Михилл Ши, вице-генеральный директор по продажам в «Xilin», также подчёркивает важность экспорта. По её словам, глобальная репутация продуктов со знаком «Сделано в Китае» растёт. «Экспорт устойчиво растёт, а внутренняя рыночная конкуренция обостряется, что приводит к смещению доли продаж в пользу экспорта», — говорит она.

«В последние годы наш экспортный бизнес сохранял постоянный рост. В этот особый период эпидемии мы должны поблагодарить наше правительство. Сильная поддержка и контроль правительства создали благоприятную деловую среду для производителей, вновь делая Китай центром мировой экономики и фабрикой мира». «Китай, как незаменимая часть всей мировой экономики, сильно и ярко выступил на рынке грузоподъёмного оборудования», — заключает Ши.

Расширение экспорта

Конечно, это не плавный дрейф за жирной селёдкой в океане погрузчиков. Конкурентный характер мировой экономики гарантирует, что, как и все остальные, китайские производители вилочных погрузчиков встретят свои айсберги.

Помимо опасений по поводу рецессии и возможного роста торговых барьеров, некоторые из наиболее значимых сложностей связаны с именно с экспортом и, конкретно, с послепродажным обслуживанием. Чтобы быть успешными на внешних рынках, производители должны обеспечить сервисные услуги на уровне не ниже, чем у местных поставщиков.

Подход «EP Equipment» к экспорту включает видение и позиционирование себя как международной компании.

«Хотя мы гордимся нашим китайским наследием, и большинство наших инновационных продуктов созданы китайской командой разработчиков, международная команда и диверсификация навыков внутри нашей организации — это то, что действительно отличает нас», — говорит Джон Хе, генеральный директор «EP Equipment».

Не полагаясь исключительно на качество продукции и прогресс, достигнутый в областях литий-ионной технологии, обработки данных, использования искусственного интеллекта, компания также обеспечивает собственное присутствие там, где эксплуатируется её продукция.

«Отличие нашего подхода в том, что мы полагаемся на местный опыт и знания. На каждом рынке местное управление и команда несут ответственность за развитие организации, которая может удовлетворить потребности отдельного рынка», — объясняет он: «Таким образом, мы близки к нашим клиентам и даём им возможность влиять на наше развитие».

«Компания EP Equipment построена на сообществе. Мы растём вместе, мы сталкиваемся с проблемами вместе и поддерживаем друг друга. Благодаря этому сообществу внутренних и внешних предпринимателей, мы продолжаем наш путь роста».

Проблемы?

Успех китайской индустрии вилочных погрузчиков, несомненно, зависит от качества самой продукции и того, соответствуют ли игроки ожиданиям рынка. На этом счету всё выглядит солидно.

Хорошим примером может стать продукция Heli, прочно обосновавшаяся в рейтинге ведущих мировых производителей. Как объясняет Ли Мингжун, вице-генеральный директор «Heli», в результате усиления политики защиты окружающей среды во всём мире, спрос на электропогрузчики будет расти. В ответ компания разработала серию новых продуктов.

«Все электрические продукты Heli могут быть оснащены литий-ионными батареями, которые, помимо прочих преимуществ, примерно на 30% более энергоэффективны, чем свинцово-кислотные; в результате их использования производительность оборудования в целом повышается», - объясняет он.

Также Heli предпринимает шаги к развитию технологий погрузочного оборудования без оператора.

«С ростом количества приложений для автоматизированного погрузочного оборудования и с трендом на внедрение интеллектуальных решений в нашем сегменте, Heli усилила свои НИОКР и производственные мощности в направлении «умных» погрузчиков, развивая их качество и производительность», - говорит он.

«Будущий план интеллектуальной логистики Heli состоит в том, чтобы всесторонне охватывать операции в помещениях и в уличных приложениях, сценарии обслуживания производственных линий, межрегиональные операционные сценарии, разработку продуктов и систем в соответствии с потребностями пользователей и предоставление универсальных логистических решений для пользователей «из одних рук», - добавляет он.

Инновации и ожидания рынка

По материалам статьи: From strength to strength — the state of forklift manufacturing in China

Часть 2. Что мы узнали о китайских погрузчиках в 2022 году

  • Производителей грузоподъёмного оборудования в Китае почти также много, как производителей… хм, чего угодно. Крупнейшие из них уже стабильно закрепились в рейтинге мировых производителей грузоподъёмного оборудования: Anhui Forklift Truck Group (Heli, CHL) и Hangcha Group (HC, Hangcha) несколько лет не покидают список ТОП-10, а Lonking Forklift (Lonking), EP Equipment (Big Joe, EP), Noblelift Intelligent Equipment (Noblelift) и Liuzhou LiuGong Forklift (LiuGong) крепко держатся во втором десятке.
  • Все крупнейшие производители имеют опыт контрактного производства техники. Поэтому иногда в китайцах угадываются фамильные черты отдельных европейских линеек.

  • Многие производители делают технику друг для друга и с готовностью предлагают свою технику под любым удобным покупателю названием. Если вам кажется, что два китайских погрузчика отличаются только названием, скорее всего, так и есть. Некоторые импортёры собрали под своим брендом целую компанию китайских производителей: лёгкие дизели возьмём в Аньхое, тяжёлые — в Хайнчжоу, электрику перехватим в Чансине.
  • Крупные китайские производители имели собственные представительства в России и до 2022 года. Их основной статьёй импорта была лёгкая 24-вольтовая техника для нерегулярного применения и маленьких складов.

  • Но с открывшимся окном возможностей импорт хлынул широкой рекой: технику везут дистрибьюторы, технику везут бывшие импортёры европейских марок, технику везут ООО и даже ИП, которые раньше не имели к грузоподъёмному оборудованию никакого отношения.
  • Везут именно технику, которая моментально всасывается голодным рынком.

  • Осенью 2022 года на крупнейшей профильной выставке вопросы о запчастях вызывали у представителей компаний-импортёров снисходительно-самодовольную улыбку: справиться бы со спросом на железо, о запчастях подумаем позже. Собственная же техническая служба — для работы по гарантии и технической поддержки — это планы на будущее.
  • Китайцы закрывают не весь диапазон грузоподъёмного оборудования, востребованного профессиональными пользователями.

  • Очень ограничено предложение вертикальных подборщиков, днём с огнём приходится искать узкопроходные штабелёры с подъёмом кабины. Решений для складов-холодильников «с завода» тоже нет — только доработки местных дилеров.
  • Важный факт для пользователей № 1: когда вы начнёте осваивать китайские аналоги привычных моделей, вам неизбежно придётся принять основу китайского подхода к проектированию грузоподъёмного оборудования: техника должна выполнять необходимую функцию — поднимать груз на заданную высоту. Делать это особенно-удобным-для-оператора способом она не должна.

  • Китайцы не делают уступок эргономике в ущерб цене. Причины: 1) невероятно высокий уровень конкуренции производителей на внутреннем рынке; 2) отсутствие конкуренции за операторов техники у китайских пользователей (а ведь именно дефицит рабочей силы в Европе заставляет выжимать из техники максимум для того, чтобы каждое действие оператора было удобным и эффективным, и делает проекты автоматизации складов вполне экономически обоснованным решением).
  • Важный факт для пользователей № 2: китайская техника — медленная.

  • Скорость движения современного 2-тонного 3-колёсного европейского электропогрузчика — 16 км/ч; аналогичной китайской модели — 13−15 км/ч (с грузом / без груза). Скорость подъёма у этого же европейского погрузчика — 0,42 / 0,62 м/с; у аналогичной китайской модели — 0,30 / 0,42 м/с. Итог — потеря 20−30% производительности при высокоинтенсивных операциях.

  • Так же обстоит дело с перевозчиками палет: там, где европейцы освоили скорость до 12,5 км/ч, китайцы предлагают 8 км/ч.
  • При этом нельзя обвинить китайских производителей в низкой культуре производства: техника собрана аккуратно, откровенно слабых мест нет.

  • Это утверждение справедливо, если поставщик предлагает вам корректную линейку оборудования для ваших задач. Здесь нужно озвучить важный факт для пользователей № 3: у китайских производителей, обычно, существует 2 или 3 параллельных линейки техники, особенно в лёгком сегменте: 1) техника для нормальной эксплуатации и внешних рынков; 2) техника для лёгкой эксплуатации; 3) техника, предназначенная для китайского рынка. Отличием между первой и последней могут быть, среди прочего, штампованные вилы на штабелёрах.
  • Один из первых аргументов, который вы услышите практически от любого поставщика китайской техники, — «европейские компоненты». На практике это означает, что на электродвигателе вы можете увидеть марку Schabmüller, на контроллерах — знакомые имена Curtis и несколько реже Zapi; погрузчики с ДВС будут хвастаться двигателями Mitsubishi, Isuzu и газовыми двигателями Nissan. Звучит многообещающе. Тут кроется несколько подводных камней: во-первых, производители двигателей давно имеют фабрики в Китае, во-вторых, в их линейках также есть модели для разных рынков. Дополнительный нюанс: за хорошими компонентами в последние годы стоит довольно длинная очередь, и отсюда возникает важный для пользователя факт № 4:
  • Иногда компоненты на китайские погрузчики устанавливаются, исходя из того, что есть под рукой, а не из того, что предусмотрено конструкцией. Нужно быть готовым к тому, что дисплей / контроллер / двигатель, которые вы увидите на своём погрузчике, не будут совпадать с теми, которые описаны в инструкции по эксплуатации.
Подводя итог, можно сделать один важный вывод: сегодня не так важно, какой именно продукт вы покупаете; важно — у кого.

Поставщикам и самим приходится узнавать много нового о китайской технике, налаживать логистические маршруты, механизмы технической поддержки и работы по гарантии с дистрибьюторами и производителями оборудования. На это накладывается динамично меняющееся законодательство.

Квалифицированный сервис, честное отношение к гарантийной поддержке, репутация на рынке и опыт поставщика — это то, что сегодня действительно имеет значение при покупке грузоподъёмного оборудования.

Найдите такого партнёра, который знает, что погрузчик / ричтрак / штабелёр для вас — только один из множества рабочих инструментов, и способен обеспечить бесперебойную работу этого инструмента, пока вы решаете ключевые для вашего бизнеса задачи.

В продуктовом портфеле компании «Роктрак Рус» сегодня представлена техника Noblelift, CHL и Heli. Для каждой марки и каждой модели, которую мы передаём заказчику, у нас есть техническая документация, программное обеспечение для диагностики и настройки, расходные материалы и запасные части. Мы уверены, что это — правильный подход.

Остаёмся на связи, Роктрак Рус.