Что такое палета?
Палета (паллет, поддон) — это часть системы грузовой упаковки, которая служит базой для унитизации (объединения мелких партий грузов в более крупные отгрузочные единицы) в цепочке поставок. Физически палета представляет собой горизонтальную платформу с карманами для захвата грузоподъёмной техникой, которая используется как база для сборки, хранения, штабелирования, обработки и транспортировки грузов в виде единицы груза.
Палеты обрабатываются различными видами грузоподъёмной техники, чаще с вилочным захватом: погрузчиками, штабелёрами, перевозчиками, гидравлическими тележками. Палеты используются для штабелирования, хранения, защиты и перевозки материалов. Палетированные грузы хранятся с применением стеллажных систем или на полу и перевозятся разными видами транспорта: конвейерным, автомобильным, морским, железнодорожным.
Это самая распространённая основа для формирования транспортной единицы, которая включает: платформу (палету, поддон) и груз, размещённый и закреплённый на ней при помощи упаковочной плёнки, ремней и других средств стабилизации.
Палеты обрабатываются различными видами грузоподъёмной техники, чаще с вилочным захватом: погрузчиками, штабелёрами, перевозчиками, гидравлическими тележками. Палеты используются для штабелирования, хранения, защиты и перевозки материалов. Палетированные грузы хранятся с применением стеллажных систем или на полу и перевозятся разными видами транспорта: конвейерным, автомобильным, морским, железнодорожным.
Это самая распространённая основа для формирования транспортной единицы, которая включает: платформу (палету, поддон) и груз, размещённый и закреплённый на ней при помощи упаковочной плёнки, ремней и других средств стабилизации.
Краткая история палет
Обработка палетированных грузов — это одно из важнейших достижений логистики XX века. Устройства по форме и функциям напоминающие современные палеты появились в начале 20 века, внеся значительный вклад в развитие современной логистики. Внедрение палет привело к значительному росту эффективности при обработке и перевозке грузов по сравнению со свободным ярусным складированием. Значительное развитие конструкция палет и система их обращения получили во время Второй мировой войны. Были разработаны первые стандарты, в широкую практику вошёл оборот палет в цепи поставок. Тогда же началась дискуссия о палетных фондах.
Для чего используют палеты?
Поддоны стали одной из двух важнейших инноваций двадцатого века в логистике наряду со штрих-кодами. Получив огромный импульс к развитию как часть военной стратегии перемещения грузов по время Второй мировой войны, они стали само собой разумеющейся практикой в промышленности, торговле и логистике.
Палетирование грузов обеспечивает преимущества всем участникам цепочки поставок. Если раньше разгрузка железнодорожного вагона занимала до двух дней, то с введением палетирования это время сократилось до пары часов.
Использование палет в качестве основы транспортной единицы груза имеет следующие преимущества:
1. Палетированые грузы можно перемещать при помощи погрузочной техники значительно быстрее по сравнению с ручной погрузкой индивидуальных штучных упаковок. Преимущества быстрого перемещения включают:
2. Поскольку обработка палетированных грузов задействует меньше ручного труда, можно ожидать:
3. Палетированные грузы могут перемещаться и складироваться более эффективно:
4. Поддоны обеспечивают вентиляцию и дренаж грузов, хранение которых этого требует, например, свежей плодоовощной продукции.
Палетирование грузов обеспечивает преимущества всем участникам цепочки поставок. Если раньше разгрузка железнодорожного вагона занимала до двух дней, то с введением палетирования это время сократилось до пары часов.
Использование палет в качестве основы транспортной единицы груза имеет следующие преимущества:
1. Палетированые грузы можно перемещать при помощи погрузочной техники значительно быстрее по сравнению с ручной погрузкой индивидуальных штучных упаковок. Преимущества быстрого перемещения включают:
- ускоренный оборот транспортных средств (автомобилей, вагонов, контейнеров), рост эффективности их эксплуатации;
- ускоренный доступ к разгрузочным воротам для следующей отгрузки/доставки;
- использование погрузочной техники и резкое сокращение ручного труда;
- сниженный риск негативного температурного воздействия на скоропортящиеся продукты вне специальных рефрижераторных доков.
2. Поскольку обработка палетированных грузов задействует меньше ручного труда, можно ожидать:
- снижения риска повреждения грузов;
- снижения риска производственных травм.
3. Палетированные грузы могут перемещаться и складироваться более эффективно:
- Стандартные размеры поддонов оптимизируют планирование и операции с палетными стеллажами и другими складскими конструкциями.
- Стандартизация палет позволила использовать стандартные типы грузоподъёмного оборудования во всей цепочке поставок.
4. Поддоны обеспечивают вентиляцию и дренаж грузов, хранение которых этого требует, например, свежей плодоовощной продукции.
Типы палет
Расходные или многоразовые
С ростом экологической осознанности важное различие делается между многоразовыми и расходными (одноразовыми) палетами. Многоразовые поддоны стоят меньше в пересчёте на одну операцию по перевозке. Они меньше влияют на экологию по сравнению с поддонами, которые эксплуатируются однократно. В приложениях с многократно используемыми конструкциями оправданы инвестиции в поддоны лучшего качества: они дольше служат, их эксплуатация дешевле по сравнению с более дешёвыми альтернативами.
С ростом экологической осознанности важное различие делается между многоразовыми и расходными (одноразовыми) палетами. Многоразовые поддоны стоят меньше в пересчёте на одну операцию по перевозке. Они меньше влияют на экологию по сравнению с поддонами, которые эксплуатируются однократно. В приложениях с многократно используемыми конструкциями оправданы инвестиции в поддоны лучшего качества: они дольше служат, их эксплуатация дешевле по сравнению с более дешёвыми альтернативами.
Материал палет
Палеты выпускаются из разных материалов. Доминируют деревянные конструкции, имеющие хорошее соотношение цены, допустимой нагрузки и срока службы. Конструкции из других материалов также играют важную роль в обороте палет:
Палеты выпускаются из разных материалов. Доминируют деревянные конструкции, имеющие хорошее соотношение цены, допустимой нагрузки и срока службы. Конструкции из других материалов также играют важную роль в обороте палет:
- преимуществами пластиковых палет являются прочность, простота очистки, соответствие строгим санитарным требованиям;
- бумажные палеты имеют малый вес, чистоту и отличаются лёгкостью переработки;
- деревянные композитные поддоны очень прочны, конкуренты по цене и также подвергаются переработке;
- металлические востребованы в приложениях с высокими нагрузками и требованиями к прочности конструкции.
Блок или стрингер, направления обработки
Поддоны делят на блочные и стрингерные. Блочные можно обрабатывать вилочным погрузчиком с любой стороны — по длине и по ширине. Устройства с цельными стрингерами обычно предназначены для двусторонней обработки (с двух противоположных сторон). Конструкции с зубчатыми стрингерами можно обрабатывать с четырёх сторон (вилами через окошки в стрингерах и с двух сторон без ограничений).
Поддоны делят на блочные и стрингерные. Блочные можно обрабатывать вилочным погрузчиком с любой стороны — по длине и по ширине. Устройства с цельными стрингерами обычно предназначены для двусторонней обработки (с двух противоположных сторон). Конструкции с зубчатыми стрингерами можно обрабатывать с четырёх сторон (вилами через окошки в стрингерах и с двух сторон без ограничений).
Тип настила
Поддоны могут быть оснащены грузовым настилом с одной или с двух сторон. В некоторых типах палет для установки грузов используется только один настил, второй является техническим.
Поддоны могут быть оснащены грузовым настилом с одной или с двух сторон. В некоторых типах палет для установки грузов используется только один настил, второй является техническим.
Тенденции развития
Тенденции развития палет связаны с уменьшением количества расходуемых материалов и их веса для снижения затрат на транспортировку при одновременном улучшении эксплуатационных качеств, а также с системами автоматической идентификации. Предполагается, что «Интернет Вещей» (The Internet of Things) станет значимым в обороте поддонов в будущем.
На требования к поддонам влияет изменение требований к безопасности пищевой продукции с акцентом на методы обработки и хранения. Палеты должны сохранять чистоту и обеспечивать лёгкую очистку.
Ещё один тренд — развитие автоматизированных систем перевозки грузов, например, на базе AGV, которые предъявляют высокие требования к качеству поддонов.
Некоторые специалисты, изучающие вопросы дальнейшего развития цепочек поставок, рассматривают палеты как технологию, от которой необходимо отказаться. Целью ставится исключение затрат на их эксплуатацию и транспортировку их веса и объёма. Эта идея не нова и впервые появилась примерно в 1950-х годах, одновременно с интенсивным ростом оборота палетированных грузов.
На требования к поддонам влияет изменение требований к безопасности пищевой продукции с акцентом на методы обработки и хранения. Палеты должны сохранять чистоту и обеспечивать лёгкую очистку.
Ещё один тренд — развитие автоматизированных систем перевозки грузов, например, на базе AGV, которые предъявляют высокие требования к качеству поддонов.
Некоторые специалисты, изучающие вопросы дальнейшего развития цепочек поставок, рассматривают палеты как технологию, от которой необходимо отказаться. Целью ставится исключение затрат на их эксплуатацию и транспортировку их веса и объёма. Эта идея не нова и впервые появилась примерно в 1950-х годах, одновременно с интенсивным ростом оборота палетированных грузов.
Стандартные размеры палет
В разных странах в обращении распространены разные размеры палет. Разница наблюдается как между странами, так и между отраслями промышленности. Размеры могут быть одинаковыми для конструкций, выполненных из разных материалов, но могут и отличаться.
Для многих профессионалов из сферы логистики типичный для их области размер и тип палет принимается как заданное условие и без острой необходимости не изменяется. Новый размер может потребоваться, исходя из специфических потребностей пользователя, нового формата торговой организации или, возможно, для оптимизации работы при внедрении автоматизированной системы обработки грузов. Операционные и торговые преимущества, которые характерны для половинчатых и четвертичных поддонов, мотивируют многие компании рассмотреть возможность использования таких размеров.
Для многих профессионалов из сферы логистики типичный для их области размер и тип палет принимается как заданное условие и без острой необходимости не изменяется. Новый размер может потребоваться, исходя из специфических потребностей пользователя, нового формата торговой организации или, возможно, для оптимизации работы при внедрении автоматизированной системы обработки грузов. Операционные и торговые преимущества, которые характерны для половинчатых и четвертичных поддонов, мотивируют многие компании рассмотреть возможность использования таких размеров.
Стандартные размеры палет в Северной Америке
Чаще всего под стандартным размером поддонов, характерным для стран Северной Америки, пользователи понимают 48×40 дюймов (1219×1016мм). Он стал популярен в 1960-х годах. Это один из шести стандартов, признанных организацией по стандартизации ISO. Палеты типа GMA с зубчатым стрингером долго считались неофициальным стандартом для товаров массового потребления (FMCG). В их конструкции наблюдались значительные отличия по толщине, ширине, типу дерева, крепежа, допустимым повреждениям. Из-за этого разнообразия важно озвучивать точные требования к поддонам для входящих потоков грузов.
Блочные поддоны размера 48×40 дюймов начали распространяться в цепочках поставок товаров FMCG в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Это произошло, благодаря поставщикам фондов арендных палет CHEP и PECO, которые предоставили их пользователям на территории США. Блочные устройства уже были к тому времени распространены в европейских цепочках поставок. Размер поддонов, предлагаемых операторами арендных фондов, обычно соответствует стандартам, сложившимся на рынке.
Сегодня около 30% поддонов, которые производят в США, имеют размер 48×40 дюймов.
Чаще всего под стандартным размером поддонов, характерным для стран Северной Америки, пользователи понимают 48×40 дюймов (1219×1016мм). Он стал популярен в 1960-х годах. Это один из шести стандартов, признанных организацией по стандартизации ISO. Палеты типа GMA с зубчатым стрингером долго считались неофициальным стандартом для товаров массового потребления (FMCG). В их конструкции наблюдались значительные отличия по толщине, ширине, типу дерева, крепежа, допустимым повреждениям. Из-за этого разнообразия важно озвучивать точные требования к поддонам для входящих потоков грузов.
Блочные поддоны размера 48×40 дюймов начали распространяться в цепочках поставок товаров FMCG в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Это произошло, благодаря поставщикам фондов арендных палет CHEP и PECO, которые предоставили их пользователям на территории США. Блочные устройства уже были к тому времени распространены в европейских цепочках поставок. Размер поддонов, предлагаемых операторами арендных фондов, обычно соответствует стандартам, сложившимся на рынке.
Сегодня около 30% поддонов, которые производят в США, имеют размер 48×40 дюймов.
Стандартные размеры в Европе
Международные стандарты
Международная организация по стандартизации признаёт шесть типов палет, которые приведены в стандарте ISO 6780: плоские платформы для межконтинентальных перевозок, принципиальные размеры и допуски.
Почему важны стандартные размеры
Стандартные размеры важны для повышения эффективности и гибкости цепочки поставок. Эффективность достигается за счёт стандартного грузоподъёмного и транспортного оборудования, предназначенного для заданного типа поддонов. Гибкость обусловлена возможностью привлечения новых партнёров в цепочку поставок и изменения количества и направления связей.
Стандартизация размеров важна для сохранения конкурентности и масштаба, если речь идёт об услугах операторов палетных фондов (GMA или EPAL). Стандартизация сохраняет цену услуги конкурентной. Стандартные конструкции мотивируют операторов ремонтировать и восстанавливать их. Это снижает негативное воздействие на экологию.
Однако, сильная привязанность к стандартным типам и размерам платформ также может вызывать противодействие внедрению новых конструкций и технологий обработки грузов.
½ и ¼ палеты
Кратные поддоны могут обеспечить дополнительные преимущества на последнем этапе розничной цепочки поставок. Маленькие кратные палеты, включая четвертичные и половинчатые, могут внести значительный вклад в увеличение розничных продаж «с пола» магазина. Одновременно они повышают эффективность последнего этапа поставки в розничной торговле. Может ли четвертичный поддон стать подходящим решением для точки продаж? Рассмотрим подробнее.
Что такое четвертичная палета?
Поддон имеет размеры в ¼ площади стандартной полноразмерной конструкции. Четыре сложенных вместе четвертичных поддона составляют полную площадь стандартного. Длина и ширина четвертичной конструкции в 2 раза меньше длины и ширины стандартной.
В чём преимущества четвертичных палет?
Главный плюс — возможность напольной выкладки продукции в розничной точке продаж без использования ручного труда и специальной витрины. Также учитывается возможность обработки в качестве единицы груза в распределительном центре.
Отмечено, что напольная выкладка повышает продажи, а также снижает потребность в площадях для хранения запасов в точках розничных продаж. Другой малоизвестный плюс эксплуатации четвертичных поддонов — это снижение риска повреждения груза. Около 80% повреждений груза приходится на этап доставки из распределительных центров в точки розничных продаж. Четвертичные (и половинчатые) палеты эффективно защищают небольшие грузы, которые отгружаются непалетированными.
Также четвертичные и половинчатые палеты упрощают навигацию непосредственно в точке продаж. Их удобнее перемещать в узких проходах между стеллажами. Дополнительно их использование может повысить эффективность загрузки небольших коммерческих автомобилей.
Из чего сделаны четвертичные поддоны?
Как и полноразмерные, четвертичные конструкции производят из древесины, пластика, картона, металла.
Что необходимо учитывать покупателю?
При выборе четвертичных и половинчатых палет обратите внимание на следующие характеристики:
При подготовке статьи использованы материалы сайта: www.packagingrevolution.net
Что такое четвертичная палета?
Поддон имеет размеры в ¼ площади стандартной полноразмерной конструкции. Четыре сложенных вместе четвертичных поддона составляют полную площадь стандартного. Длина и ширина четвертичной конструкции в 2 раза меньше длины и ширины стандартной.
В чём преимущества четвертичных палет?
Главный плюс — возможность напольной выкладки продукции в розничной точке продаж без использования ручного труда и специальной витрины. Также учитывается возможность обработки в качестве единицы груза в распределительном центре.
Отмечено, что напольная выкладка повышает продажи, а также снижает потребность в площадях для хранения запасов в точках розничных продаж. Другой малоизвестный плюс эксплуатации четвертичных поддонов — это снижение риска повреждения груза. Около 80% повреждений груза приходится на этап доставки из распределительных центров в точки розничных продаж. Четвертичные (и половинчатые) палеты эффективно защищают небольшие грузы, которые отгружаются непалетированными.
Также четвертичные и половинчатые палеты упрощают навигацию непосредственно в точке продаж. Их удобнее перемещать в узких проходах между стеллажами. Дополнительно их использование может повысить эффективность загрузки небольших коммерческих автомобилей.
Из чего сделаны четвертичные поддоны?
Как и полноразмерные, четвертичные конструкции производят из древесины, пластика, картона, металла.
Что необходимо учитывать покупателю?
При выборе четвертичных и половинчатых палет обратите внимание на следующие характеристики:
- прочность верхнего настила, минимальные зазоры между продольными панелями;
- устойчивость (важна при организации хранения запаса палет); некоторые производители указывают, сколько единиц можно сложить в стабильную стопку;
- пропорциональность размерам товара для эффективной выкладки;
- простота очистки;
- колёсики для перемещения по полу торговой точки без грузоподъёмного оборудования. Если оно всё-таки необходимо, нужно убедиться, что вилочный захват может обрабатывать поддоны такого размера без потери устойчивости.
- ремонтопригодность и способы утилизации.
При подготовке статьи использованы материалы сайта: www.packagingrevolution.net