Новости компании

Что такое палета?

Что такое палета?

Палета (паллет, поддон) — это часть системы грузовой упаковки, которая служит базой для унитизации (объединения мелких партий грузов в более крупные отгрузочные единицы) в цепочке поставок. Физически палета представляет собой горизонтальную платформу с карманами для захвата грузоподъёмной техникой, которая используется как база для сборки, хранения, штабелирования, обработки и транспортировки грузов в виде единицы груза.

Палеты обрабатываются различными видами грузоподъёмной техники, чаще с вилочным захватом: погрузчиками, штабелёрами, перевозчиками, гидравлическими тележками. Палеты используются для штабелирования, хранения, защиты и перевозки материалов. Палетированные грузы хранятся с применением стеллажных систем или на полу и перевозятся разными видами транспорта: конвейерным, автомобильным, морским, железнодорожным.

Это самая распространённая основа для формирования транспортной единицы, которая включает: платформу (палету, поддон) и груз, размещённый и закреплённый на ней при помощи упаковочной плёнки, ремней и других средств стабилизации.

Краткая история палет

Обработка палетированных грузов — это одно из важнейших достижений логистики XX века. Устройства по форме и функциям напоминающие современные палеты появились в начале 20 века, внеся значительный вклад в развитие современной логистики. Внедрение палет привело к значительному росту эффективности при обработке и перевозке грузов по сравнению со свободным ярусным складированием. Значительное развитие конструкция палет и система их обращения получили во время Второй мировой войны. Были разработаны первые стандарты, в широкую практику вошёл оборот палет в цепи поставок. Тогда же началась дискуссия о палетных фондах.

Для чего используют палеты?

Поддоны стали одной из двух важнейших инноваций двадцатого века в логистике наряду со штрих-кодами. Получив огромный импульс к развитию как часть военной стратегии перемещения грузов по время Второй мировой войны, они стали само собой разумеющейся практикой в промышленности, торговле и логистике.

Палетирование грузов обеспечивает преимущества всем участникам цепочки поставок. Если раньше разгрузка железнодорожного вагона занимала до двух дней, то с введением палетирования это время сократилось до пары часов.

Использование палет в качестве основы транспортной единицы груза имеет следующие преимущества:

1. Палетированые грузы можно перемещать при помощи погрузочной техники значительно быстрее по сравнению с ручной погрузкой индивидуальных штучных упаковок. Преимущества быстрого перемещения включают:

  • ускоренный оборот транспортных средств (автомобилей, вагонов, контейнеров), рост эффективности их эксплуатации;
  • ускоренный доступ к разгрузочным воротам для следующей отгрузки/доставки;
  • использование погрузочной техники и резкое сокращение ручного труда;
  • сниженный риск негативного температурного воздействия на скоропортящиеся продукты вне специальных рефрижераторных доков.

2. Поскольку обработка палетированных грузов задействует меньше ручного труда, можно ожидать:

  • снижения риска повреждения грузов;
  • снижения риска производственных травм.

3. Палетированные грузы могут перемещаться и складироваться более эффективно:

  • Стандартные размеры поддонов оптимизируют планирование и операции с палетными стеллажами и другими складскими конструкциями.
  • Стандартизация палет позволила использовать стандартные типы грузоподъёмного оборудования во всей цепочке поставок.

4. Поддоны обеспечивают вентиляцию и дренаж грузов, хранение которых этого требует, например, свежей плодоовощной продукции.

Типы палет

Расходные или многоразовые

С ростом экологической осознанности важное различие делается между многоразовыми и расходными (одноразовыми) палетами. Многоразовые поддоны стоят меньше в пересчёте на одну операцию по перевозке. Они меньше влияют на экологию по сравнению с поддонами, которые эксплуатируются однократно. В приложениях с многократно используемыми конструкциями оправданы инвестиции в поддоны лучшего качества: они дольше служат, их эксплуатация дешевле по сравнению с более дешёвыми альтернативами.
Материал палет

Палеты выпускаются из разных материалов. Доминируют деревянные конструкции, имеющие хорошее соотношение цены, допустимой нагрузки и срока службы. Конструкции из других материалов также играют важную роль в обороте палет:

  • преимуществами пластиковых палет являются прочность, простота очистки, соответствие строгим санитарным требованиям;
  • бумажные палеты имеют малый вес, чистоту и отличаются лёгкостью переработки;
  • деревянные композитные поддоны очень прочны, конкуренты по цене и также подвергаются переработке;
  • металлические востребованы в приложениях с высокими нагрузками и требованиями к прочности конструкции.
Блок или стрингер, направления обработки

Поддоны делят на блочные и стрингерные. Блочные можно обрабатывать вилочным погрузчиком с любой стороны — по длине и по ширине. Устройства с цельными стрингерами обычно предназначены для двусторонней обработки (с двух противоположных сторон). Конструкции с зубчатыми стрингерами можно обрабатывать с четырёх сторон (вилами через окошки в стрингерах и с двух сторон без ограничений).
Тип настила

Поддоны могут быть оснащены грузовым настилом с одной или с двух сторон. В некоторых типах палет для установки грузов используется только один настил, второй является техническим.

Тенденции развития

Тенденции развития палет связаны с уменьшением количества расходуемых материалов и их веса для снижения затрат на транспортировку при одновременном улучшении эксплуатационных качеств, а также с системами автоматической идентификации. Предполагается, что «Интернет Вещей» (The Internet of Things) станет значимым в обороте поддонов в будущем.

На требования к поддонам влияет изменение требований к безопасности пищевой продукции с акцентом на методы обработки и хранения. Палеты должны сохранять чистоту и обеспечивать лёгкую очистку.

Ещё один тренд — развитие автоматизированных систем перевозки грузов, например, на базе AGV, которые предъявляют высокие требования к качеству поддонов.

Некоторые специалисты, изучающие вопросы дальнейшего развития цепочек поставок, рассматривают палеты как технологию, от которой необходимо отказаться. Целью ставится исключение затрат на их эксплуатацию и транспортировку их веса и объёма. Эта идея не нова и впервые появилась примерно в 1950-х годах, одновременно с интенсивным ростом оборота палетированных грузов.

Стандартные размеры палет

В разных странах в обращении распространены разные размеры палет. Разница наблюдается как между странами, так и между отраслями промышленности. Размеры могут быть одинаковыми для конструкций, выполненных из разных материалов, но могут и отличаться.

Для многих профессионалов из сферы логистики типичный для их области размер и тип палет принимается как заданное условие и без острой необходимости не изменяется. Новый размер может потребоваться, исходя из специфических потребностей пользователя, нового формата торговой организации или, возможно, для оптимизации работы при внедрении автоматизированной системы обработки грузов. Операционные и торговые преимущества, которые характерны для половинчатых и четвертичных поддонов, мотивируют многие компании рассмотреть возможность использования таких размеров.
Стандартные размеры палет в Северной Америке

Чаще всего под стандартным размером поддонов, характерным для стран Северной Америки, пользователи понимают 48×40 дюймов (1219×1016мм). Он стал популярен в 1960-х годах. Это один из шести стандартов, признанных организацией по стандартизации ISO. Палеты типа GMA с зубчатым стрингером долго считались неофициальным стандартом для товаров массового потребления (FMCG). В их конструкции наблюдались значительные отличия по толщине, ширине, типу дерева, крепежа, допустимым повреждениям. Из-за этого разнообразия важно озвучивать точные требования к поддонам для входящих потоков грузов.

Блочные поддоны размера 48×40 дюймов начали распространяться в цепочках поставок товаров FMCG в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Это произошло, благодаря поставщикам фондов арендных палет CHEP и PECO, которые предоставили их пользователям на территории США. Блочные устройства уже были к тому времени распространены в европейских цепочках поставок. Размер поддонов, предлагаемых операторами арендных фондов, обычно соответствует стандартам, сложившимся на рынке.

Сегодня около 30% поддонов, которые производят в США, имеют размер 48×40 дюймов.
Стандартные размеры в Европе
Тип Габариты, ш х д х в, вес Аналог ISO
EUR, EUR1 800x1200x145мм, вес 20-25кг ISO1
EUR2 1000x1200x144мм, вес 33кг ISO2
EUR3 1000x1200x144мм, вес 29кг -
EUR6 600x800x144мм, вес 9,5кг ISO0, 1/2 EUR
- 400x600 1/4 EUR
- 300x400 1/8 EUR

Международные стандарты

Международная организация по стандартизации признаёт шесть типов палет, которые приведены в стандарте ISO 6780: плоские платформы для межконтинентальных перевозок, принципиальные размеры и допуски.
Габариты, ш х д, см Габариты, ш х д, дюйм Регион распространения
1016х1219 40.00х48.00 Северная Америка
1000х1200 39.37х47.24 Европа, Азия
1165х1165 45.9х45.9 Австралия
1067х1067 42.00х42.00 Северная Америка, Европа, Азия
1100х1100 43.30х43.30 Европа
800х1200 31.50х47.24 Европа

Почему важны стандартные размеры

Стандартные размеры важны для повышения эффективности и гибкости цепочки поставок. Эффективность достигается за счёт стандартного грузоподъёмного и транспортного оборудования, предназначенного для заданного типа поддонов. Гибкость обусловлена возможностью привлечения новых партнёров в цепочку поставок и изменения количества и направления связей.

Стандартизация размеров важна для сохранения конкурентности и масштаба, если речь идёт об услугах операторов палетных фондов (GMA или EPAL). Стандартизация сохраняет цену услуги конкурентной. Стандартные конструкции мотивируют операторов ремонтировать и восстанавливать их. Это снижает негативное воздействие на экологию.

Однако, сильная привязанность к стандартным типам и размерам платформ также может вызывать противодействие внедрению новых конструкций и технологий обработки грузов.

½ и ¼ палеты

Кратные поддоны могут обеспечить дополнительные преимущества на последнем этапе розничной цепочки поставок. Маленькие кратные палеты, включая четвертичные и половинчатые, могут внести значительный вклад в увеличение розничных продаж «с пола» магазина. Одновременно они повышают эффективность последнего этапа поставки в розничной торговле. Может ли четвертичный поддон стать подходящим решением для точки продаж? Рассмотрим подробнее.

Что такое четвертичная палета?

Поддон имеет размеры в ¼ площади стандартной полноразмерной конструкции. Четыре сложенных вместе четвертичных поддона составляют полную площадь стандартного. Длина и ширина четвертичной конструкции в 2 раза меньше длины и ширины стандартной.

В чём преимущества четвертичных палет?

Главный плюс — возможность напольной выкладки продукции в розничной точке продаж без использования ручного труда и специальной витрины. Также учитывается возможность обработки в качестве единицы груза в распределительном центре.

Отмечено, что напольная выкладка повышает продажи, а также снижает потребность в площадях для хранения запасов в точках розничных продаж. Другой малоизвестный плюс эксплуатации четвертичных поддонов — это снижение риска повреждения груза. Около 80% повреждений груза приходится на этап доставки из распределительных центров в точки розничных продаж. Четвертичные (и половинчатые) палеты эффективно защищают небольшие грузы, которые отгружаются непалетированными.

Также четвертичные и половинчатые палеты упрощают навигацию непосредственно в точке продаж. Их удобнее перемещать в узких проходах между стеллажами. Дополнительно их использование может повысить эффективность загрузки небольших коммерческих автомобилей.

Из чего сделаны четвертичные поддоны?

Как и полноразмерные, четвертичные конструкции производят из древесины, пластика, картона, металла.

Что необходимо учитывать покупателю?

При выборе четвертичных и половинчатых палет обратите внимание на следующие характеристики:

  • прочность верхнего настила, минимальные зазоры между продольными панелями;
  • устойчивость (важна при организации хранения запаса палет); некоторые производители указывают, сколько единиц можно сложить в стабильную стопку;
  • пропорциональность размерам товара для эффективной выкладки;
  • простота очистки;
  • колёсики для перемещения по полу торговой точки без грузоподъёмного оборудования. Если оно всё-таки необходимо, нужно убедиться, что вилочный захват может обрабатывать поддоны такого размера без потери устойчивости.
  • ремонтопригодность и способы утилизации.

При подготовке статьи использованы материалы сайта: www.packagingrevolution.net
Статьи