Что такое палета?
Палета — это часть системы грузовой упаковки, представляющая собой плоскую структуру. Это база для унитизации (объединения мелких партий грузов в более крупные отгрузочные единицы) в цепочке поставок. Другое определение конструкции: это портативная, горизонтальная, композитная платформа, которая используется как база для сборки, хранения, штабелирования, обработки и транспортировки грузов в виде единицы груза. Она часто оборудована дополнительной структурой, прикреплённой к опорной базе. Палета, поддон, палетт — это одно и то же, разницы между ними нет. Ещё их называют платформы, площадки или стеллажи.
Они нужны для штабелирования, хранения, защиты и перевозки материалов при обработке грузоподъёмным оборудованием. К нему относятся вилочные погрузчики, тележки или конвейеры. Площадки хранятся с применением стеллажных систем или на полу и перевозятся разными видами транспорта. Это самая распространённая основа для формирования транспортной единицы. Она включает платформу и груз, размещённый и закреплённый на ней при помощи упаковочной плёнки, ремней и других средств стабилизации.
Они нужны для штабелирования, хранения, защиты и перевозки материалов при обработке грузоподъёмным оборудованием. К нему относятся вилочные погрузчики, тележки или конвейеры. Площадки хранятся с применением стеллажных систем или на полу и перевозятся разными видами транспорта. Это самая распространённая основа для формирования транспортной единицы. Она включает платформу и груз, размещённый и закреплённый на ней при помощи упаковочной плёнки, ремней и других средств стабилизации.
Краткая история палет
Платформы и обработка палетированных грузов вместе составляют один из главных инструментов логистики. Устройства появились в 20-м веке, внеся значительный вклад в развитие современной логистики. Их роль в цепочке поставок велика. Эксплуатация привела к значительному росту эффективности при обработке и перевозке грузов по сравнению со свободным ярусным складированием. Значительное развитие палетированная конструкция и система её обращения получили во время Второй мировой войны. Были разработаны первые стандарты, в широкую практику вошёл оборот стеллажей в цепи поставок. Появились опоры, чтобы снизить нагрузку на хрупкие грузы при ярусном хранении. Тогда же началась дискуссия о палетных фондах.
Требования к выбору палеттов
Расходные или многоразовые
С ростом экологической осознанности важное различие делается между многоразовыми и расходными (одноразовыми) платформами. Многоразовые стоят ниже в пересчёте на одну операцию по перевозке. Они меньше влияют на экологию по сравнению с площадками, которые эксплуатируются однократно. В приложениях с многократно используемыми конструкциями оправданы инвестиции в устройства лучшего качества. Они обычно служат дольше, их эксплуатация дешевле по сравнению с более дешёвыми альтернативами.
Материал палет
Палеты делают из разных материалов. Доминируют деревянные конструкции, имеющие хорошее соотношение цены, допустимой нагрузки и срока службы. Они прочны, бюджетны, их делают в необходимых размерах. Конструкции из других материалов также играют важную роль:
Блок или стрингер, направления обработки
Платформы делят на блочные и стрингерные. Блочные отличаются вариантами обработки грузоподъёмным оборудованием. Их можно обрабатывать вилочным погрузчиком с любой стороны. Устройства с цельными стрингерами обычно предназначены для двусторонней обработки (с двух противоположных сторон). Конструкции с зубчатыми стрингерами можно обрабатывать с четырёх сторон (вилами через окошки в стрингерах и с двух сторон без ограничений).
С ростом экологической осознанности важное различие делается между многоразовыми и расходными (одноразовыми) платформами. Многоразовые стоят ниже в пересчёте на одну операцию по перевозке. Они меньше влияют на экологию по сравнению с площадками, которые эксплуатируются однократно. В приложениях с многократно используемыми конструкциями оправданы инвестиции в устройства лучшего качества. Они обычно служат дольше, их эксплуатация дешевле по сравнению с более дешёвыми альтернативами.
Материал палет
Палеты делают из разных материалов. Доминируют деревянные конструкции, имеющие хорошее соотношение цены, допустимой нагрузки и срока службы. Они прочны, бюджетны, их делают в необходимых размерах. Конструкции из других материалов также играют важную роль:
- пластиковые имеют свои достоинства, включая прочность, простоту очистки, соответствие строгим санитарным требованиям;
- бумажные популярны за счёт веса, чистоты и лёгкости переработки;
- деревянные композитные очень прочны, конкуренты по цене и также подвергаются переработке;
- металлические стеллажи особенно нужны в приложениях с высокими требованиями к нагрузке и прочности.
Блок или стрингер, направления обработки
Платформы делят на блочные и стрингерные. Блочные отличаются вариантами обработки грузоподъёмным оборудованием. Их можно обрабатывать вилочным погрузчиком с любой стороны. Устройства с цельными стрингерами обычно предназначены для двусторонней обработки (с двух противоположных сторон). Конструкции с зубчатыми стрингерами можно обрабатывать с четырёх сторон (вилами через окошки в стрингерах и с двух сторон без ограничений).
Тип
Палетированный тип можно определить наличием настила с одной или двух сторон. Оба настила можно использовать для установки груза (у стеллажа бывает два настила, но, например, для установки груза применяют только верхний).
Размер
В разных странах распространены разные палетные размеры. Международная организация по стандартизации ISO признаёт следующие размеры:
Фонды
Палетные фонды в формате аренды или обмена, как в системе EPAL, стали популярными в годы после окончания Второй мировой войны. В случае аренды пользователи эксплуатируют качественные поддоны. Они платят только за их эксплуатацию без вложения средства в приобретение. Сегодня компании, управляющие фондами, стремятся получить синергетический эффект от объединения с операторами оборотных транспортных контейнеров для расширения совокупного предложения.
Палетированный тип можно определить наличием настила с одной или двух сторон. Оба настила можно использовать для установки груза (у стеллажа бывает два настила, но, например, для установки груза применяют только верхний).
Размер
В разных странах распространены разные палетные размеры. Международная организация по стандартизации ISO признаёт следующие размеры:
- 1219×1016мм (48×40 дюймов) — Северная Америка
- 1000×1200мм — Европа и Азия
- 1165×1165мм — Австралия
- 1067×1067мм — Северная Америка, Европа и Азия
- 1100×1100мм — Азия
- 800×1200мм — Европа
Фонды
Палетные фонды в формате аренды или обмена, как в системе EPAL, стали популярными в годы после окончания Второй мировой войны. В случае аренды пользователи эксплуатируют качественные поддоны. Они платят только за их эксплуатацию без вложения средства в приобретение. Сегодня компании, управляющие фондами, стремятся получить синергетический эффект от объединения с операторами оборотных транспортных контейнеров для расширения совокупного предложения.
Тенденции развития
Тенденции развития платформ связаны с уменьшением количества расходуемых материалов и их веса при улучшении эксплуатационных качеств, а также с системами автоматической идентификации. Предполагается, что «Интернет Вещей» (The Internet of Things) станет значимым в обороте площадок в будущем. На них также влияет безопасность пищевой продукции с акцентом на методы обработки и хранения. Они сохраняют чистоту и обеспечивают лёгкую очистку. Другой тренд — развитие автоматизированных систем перевозки грузов, например, на базе AGV, которые предъявляют высокие требования к качеству стеллажей.
Для чего используют палетты?
Палетирование грузов обеспечивает преимущества всем участникам цепочки поставок. Перемещать одну коробку за раз или до сотни сразу? Платформы стали одной из двух важнейших инноваций двадцатого века в логистике наряду со штрих-кодами. Однажды их эксплуатация и палетирование материалов сделали важной частью военной стратегии перемещения грузов. Теперь это само собой разумеющаяся практика в промышленности, торговле и логистике.
Некоторые специалисты, изучающие вопросы дальнейшего развития цепочек поставок, рассматривают палеты как технологию, от которой необходимо отказаться. Целью ставится исключение затрат на их эксплуатацию и транспортировку их веса и объёма. Эта идея не нова и впервые появилась примерно в 1950-х годах. Тогда начал расти оборот палетированных грузов.
Эта концепция повлияла на эффективность грузооборота. Если раньше разгрузка железнодорожного вагона занимала до двух дней, то с введением палетирования это время сократилось до пары часов. Использование стеллажей в качестве основы транспортной единицы груза имеет следующие плюсы:
1. Палетированые грузы можно передвигать значительно быстрее по сравнению с ручной погрузкой индивидуальных штучных упаковок. Преимущества быстрого перемещения включают:
2. Поскольку обработка палетированных грузов задействует меньше ручного труда, мы ожидаем:
3. Палетированные грузы могут перемещаться и складироваться более эффективно:
4. Их обычно проще обрабатывать грузоподъёмным оборудованием, чем другие типы упаковки. Их обработка может потребовать специального грузозахватного оборудования у отгружающей и получающей стороны.
5. Устройства обеспечивают вентиляцию и дренаж грузов, хранение которых этого требует, например, свежей плодоовощной продукции.
Есть три основных подхода к палетизации грузов: ручная, полуавтоматическая и автоматическая палетизация. После вопроса о её важности можно говорить о доступных вариантах и способах и находить решение для каждого приложения.
Некоторые специалисты, изучающие вопросы дальнейшего развития цепочек поставок, рассматривают палеты как технологию, от которой необходимо отказаться. Целью ставится исключение затрат на их эксплуатацию и транспортировку их веса и объёма. Эта идея не нова и впервые появилась примерно в 1950-х годах. Тогда начал расти оборот палетированных грузов.
Эта концепция повлияла на эффективность грузооборота. Если раньше разгрузка железнодорожного вагона занимала до двух дней, то с введением палетирования это время сократилось до пары часов. Использование стеллажей в качестве основы транспортной единицы груза имеет следующие плюсы:
1. Палетированые грузы можно передвигать значительно быстрее по сравнению с ручной погрузкой индивидуальных штучных упаковок. Преимущества быстрого перемещения включают:
- ускоренный оборот транспортных средств (автомобилей, вагонов, контейнеров), рост эффективности их эксплуатации;
- ускоренный доступ к разгрузочным воротам для следующей отгрузки/доставки;
- использование погрузочной техники и резкое сокращение ручного труда;
- сниженный риск негативного температурного воздействия на скоропортящиеся продукты вне специальных рефрижераторных доков.
2. Поскольку обработка палетированных грузов задействует меньше ручного труда, мы ожидаем:
- снижения риска повреждения груза;
- снижения риска производственных травм.
3. Палетированные грузы могут перемещаться и складироваться более эффективно:
- Стандартные размеры платформ оптимизируют планирование и операции с палетными стелажами и другими складскими решениями.
4. Их обычно проще обрабатывать грузоподъёмным оборудованием, чем другие типы упаковки. Их обработка может потребовать специального грузозахватного оборудования у отгружающей и получающей стороны.
5. Устройства обеспечивают вентиляцию и дренаж грузов, хранение которых этого требует, например, свежей плодоовощной продукции.
Есть три основных подхода к палетизации грузов: ручная, полуавтоматическая и автоматическая палетизация. После вопроса о её важности можно говорить о доступных вариантах и способах и находить решение для каждого приложения.
Стандартные размеры палет
Обзор стандартных размеров; почему стандартизация размеров в цепи поставок важна; доступные источники.
В разных странах в обращении распространены разные размеры платформ. Разница наблюдается как между странами, так и между отраслями промышленности. Размеры могут быть одинаковыми для конструкций, выполненных из разных материалов, но могут и отличаться.
Для многих профессионалов из сферы логистики типичный для их области размер и тип стеллажей принимается как заданное условие и без острой необходимости не изменяется. Новый размер может потребоваться исходя из специфических потребностей пользователя, нового формата торговой организации или, возможно, для оптимизации работы при внедрении автоматизированной системы обработки грузов. Операционные и торговые преимущества, которые характерны для половинчатых и четвертичных устройств, мотивируют многие компании рассмотреть возможность использования таких размеров.
В разных странах в обращении распространены разные размеры платформ. Разница наблюдается как между странами, так и между отраслями промышленности. Размеры могут быть одинаковыми для конструкций, выполненных из разных материалов, но могут и отличаться.
Для многих профессионалов из сферы логистики типичный для их области размер и тип стеллажей принимается как заданное условие и без острой необходимости не изменяется. Новый размер может потребоваться исходя из специфических потребностей пользователя, нового формата торговой организации или, возможно, для оптимизации работы при внедрении автоматизированной системы обработки грузов. Операционные и торговые преимущества, которые характерны для половинчатых и четвертичных устройств, мотивируют многие компании рассмотреть возможность использования таких размеров.
Стандартные размеры платформ в Северной Америке
Чаще всего под стандартным размером площадок, характерным для стран Северной Америки, пользователи понимают 48×40 дюймов (1219×1016мм). Он стал популярен в 1960-х годах. Это один из шести стандартов, признанных организацией по стандартизации ISO. Стеллажи GMA с зубчатым стрингером долго считались неофициальным стандартом для товаров массового потребления (FMCG). В их конструкции наблюдались значительные отличия по толщине, ширине, типу дерева и крепежа, допустимым повреждениям. Из-за этого разнообразия важно озвучивать точные требования к площадкам для входящих потоков грузов. GMA продаются новыми и восстановленными.
Блочные стеллажи размера 48х40 дюймов начали распространяться в цепочках поставок товаров FMCG в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Это произошло благодаря поставщикам арендных версий CHEP и PECO, которые предоставили их пользователям на территории США. Блочные устройства уже были к тому времени распространены в европейских цепочках поставок. Размер стеллажей, предлагаемых операторами арендных фондов, обычно соответствует стандартам, сложившимся или появляющимся на рынке.
Около 30% устройств, которые производят в США, имеют размер 48×40 дюймов.
Стандартные размеры в Европе
Чаще всего под стандартным размером площадок, характерным для стран Северной Америки, пользователи понимают 48×40 дюймов (1219×1016мм). Он стал популярен в 1960-х годах. Это один из шести стандартов, признанных организацией по стандартизации ISO. Стеллажи GMA с зубчатым стрингером долго считались неофициальным стандартом для товаров массового потребления (FMCG). В их конструкции наблюдались значительные отличия по толщине, ширине, типу дерева и крепежа, допустимым повреждениям. Из-за этого разнообразия важно озвучивать точные требования к площадкам для входящих потоков грузов. GMA продаются новыми и восстановленными.
Блочные стеллажи размера 48х40 дюймов начали распространяться в цепочках поставок товаров FMCG в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Это произошло благодаря поставщикам арендных версий CHEP и PECO, которые предоставили их пользователям на территории США. Блочные устройства уже были к тому времени распространены в европейских цепочках поставок. Размер стеллажей, предлагаемых операторами арендных фондов, обычно соответствует стандартам, сложившимся или появляющимся на рынке.
Около 30% устройств, которые производят в США, имеют размер 48×40 дюймов.
Стандартные размеры в Европе
Тип EUR / Габариты, Ш х Д, мм / аналог ISO
EUR, EUR1/ 800x1200x145 / ISO1, вес 20-25кг
EUR2 / 1200x1000x144 / ISO2, вес 33кг
EUR3 / 1000x1200x144 / вес 29кг
EUR6 /800x600x144 / ISO0, ½ EUR, вес 9,5кг
/ 600х400 /¼ EUR
/ 400x300 / 1/8 EUR
Международные стандарты
Международная организация по стандартизации признаёт шесть типов стеллажей — приведены в стандарте ISO 6780: плоские платформы для межконтинентальных перевозок, принципиальные размеры и допуски.
Габариты, ШхД, мм / Габариты, ШхД, дюймы / Регион распространения
1016х1219 / 40.00х48.00 / Северная Америка
1000х1200 / 39.37х47.24 / Европа, Азия
1165х1165 / 45.9х45.9 / Австралия
1067х1067 / 42.00х42.00 / Северная Америка, Европа, Азия
1100х1100 / 43.30х43.30 / Европа
/ 800х1200 / 31.50х47.24
Почему важны стандартные размеры
Стандартные размеры важны для повышения эффективности и гибкости цепочки поставок. Эффективность достигается за счёт стандартного грузоподъёмного и транспортного оборудования, предназначенного для заданного типа поддонов. Гибкость обусловлена возможностью привлечения новых партнёров в цепочку поставок и изменения количества и направления связей.
Стандартизация размеров важна для сохранения конкурентности и масштаба, если речь идёт об услугах операторов палетных фондов (GMA или EPAL). Стандартизация сохраняет цену услуги конкурентной. Стандартные конструкции мотивируют операторов ремонтировать и восстанавливать их. Это снижает негативное воздействие на экологию.
Сильная привязанность к стандартным типам и размерам платформ также может вызывать противодействие внедрению новых конструкций и технологий обработки грузов.
EUR, EUR1/ 800x1200x145 / ISO1, вес 20-25кг
EUR2 / 1200x1000x144 / ISO2, вес 33кг
EUR3 / 1000x1200x144 / вес 29кг
EUR6 /800x600x144 / ISO0, ½ EUR, вес 9,5кг
/ 600х400 /¼ EUR
/ 400x300 / 1/8 EUR
Международные стандарты
Международная организация по стандартизации признаёт шесть типов стеллажей — приведены в стандарте ISO 6780: плоские платформы для межконтинентальных перевозок, принципиальные размеры и допуски.
Габариты, ШхД, мм / Габариты, ШхД, дюймы / Регион распространения
1016х1219 / 40.00х48.00 / Северная Америка
1000х1200 / 39.37х47.24 / Европа, Азия
1165х1165 / 45.9х45.9 / Австралия
1067х1067 / 42.00х42.00 / Северная Америка, Европа, Азия
1100х1100 / 43.30х43.30 / Европа
/ 800х1200 / 31.50х47.24
Почему важны стандартные размеры
Стандартные размеры важны для повышения эффективности и гибкости цепочки поставок. Эффективность достигается за счёт стандартного грузоподъёмного и транспортного оборудования, предназначенного для заданного типа поддонов. Гибкость обусловлена возможностью привлечения новых партнёров в цепочку поставок и изменения количества и направления связей.
Стандартизация размеров важна для сохранения конкурентности и масштаба, если речь идёт об услугах операторов палетных фондов (GMA или EPAL). Стандартизация сохраняет цену услуги конкурентной. Стандартные конструкции мотивируют операторов ремонтировать и восстанавливать их. Это снижает негативное воздействие на экологию.
Сильная привязанность к стандартным типам и размерам платформ также может вызывать противодействие внедрению новых конструкций и технологий обработки грузов.
½ и ¼ палеты. Частые вопросы
Кратные стеллажи могут обеспечить дополнительные преимущества на последнем этапе розничной цепочки поставок. Маленькие кратные устройства, включая четвертичные и половинчатые, могут внести значительный вклад в увеличение розничных продаж «с пола» магазина. Одновременно они повышают эффективность последнего этапа поставки в розничной торговле. Может ли четвертичный поддон стать подходящим решением для точки продаж? Рассмотрим подробнее.
Что такое четвертичная палета?
Устройство имеет размеры в ¼ площади стандартной полноразмерной конструкции. Четыре сложенных вместе четвертичных поддона составляют полную площадь стандартного. Длина и ширина четвертичной конструкции в 2 раза меньше длины и ширины стандартной.
В чём преимущества четвертичных палет?
Их главный плюс — возможность напольной выкладки продукции в розничной точке продаж без использования ручного труда и специальной витрины. Также учитывается возможность обработки в качестве единицы груза в распределительном центре.
Отмечено, что напольная выкладка повышает продажи, а также снижает потребность в площадях для хранения запасов в точках розничных продаж. Другой малоизвестный плюс эксплуатации четвертичных поддонов — это снижение риска повреждения груза. Около 80% повреждений груза приходится на этап доставки из распределительных центров в точки розничных продаж. Четвертичные (и половинчатые) палеты эффективно защищают небольшие грузы, которые отгружаются непалетированными.
Также четвертичные и половинчатые палеты упрощают навигацию непосредственно в точке продаж. Их удобнее перемещать в узких проходах между стеллажами. Дополнительно их использование может повысить эффективность загрузки небольших коммерческих автомобилей.
Из чего сделаны четвертичные поддоны?
Как и полноразмерные, четвертичные конструкции производят из древесины, пластика, картона, металла.
Что необходимо учитывать покупателю?
Среди особенностей четвертичных поддонов отмечают следующие:
При подготовке статьи использованы материалы сайта: www.packagingrevolution.net
Что такое четвертичная палета?
Устройство имеет размеры в ¼ площади стандартной полноразмерной конструкции. Четыре сложенных вместе четвертичных поддона составляют полную площадь стандартного. Длина и ширина четвертичной конструкции в 2 раза меньше длины и ширины стандартной.
В чём преимущества четвертичных палет?
Их главный плюс — возможность напольной выкладки продукции в розничной точке продаж без использования ручного труда и специальной витрины. Также учитывается возможность обработки в качестве единицы груза в распределительном центре.
Отмечено, что напольная выкладка повышает продажи, а также снижает потребность в площадях для хранения запасов в точках розничных продаж. Другой малоизвестный плюс эксплуатации четвертичных поддонов — это снижение риска повреждения груза. Около 80% повреждений груза приходится на этап доставки из распределительных центров в точки розничных продаж. Четвертичные (и половинчатые) палеты эффективно защищают небольшие грузы, которые отгружаются непалетированными.
Также четвертичные и половинчатые палеты упрощают навигацию непосредственно в точке продаж. Их удобнее перемещать в узких проходах между стеллажами. Дополнительно их использование может повысить эффективность загрузки небольших коммерческих автомобилей.
Из чего сделаны четвертичные поддоны?
Как и полноразмерные, четвертичные конструкции производят из древесины, пластика, картона, металла.
Что необходимо учитывать покупателю?
Среди особенностей четвертичных поддонов отмечают следующие:
- прочный верхний настил с минимальными зазорами между продольными панелями, чтобы размещать товар на площадке;
- устойчивость важна при организации хранения запаса палет (некоторые производители указывают, сколько единиц можно сложить в стабильную стопку);
- пропорциональность размерам товара для эффективной выкладки;
- простота очистки;
- колёсики для перемещения по полу торговой точки без эксплуатации грузоподъёмного оборудования. Если оно всё-таки необходимо, нужно убедиться, что вилочный захват помогает обрабатывать поддоны такого размера без потери устойчивости.
- ремонтопригодность и способы утилизации.
При подготовке статьи использованы материалы сайта: www.packagingrevolution.net