СТАТЬЯ: ПОГРУЗЧИК, ШТАБЕЛЕР, РИЧТРАК
В этом материале речь пойдет о “родственных” связях и различиях самых популярных представителей модельного ряда складской техники, а также о значимости компании Rocla в их появлении.
Развитие направления техники для склада
Погрузчик, штабелер, ричтрак... Сегодня это непременные атрибуты складской логистики, машины, созданные во благо и для удобства. Без них теперь невозможно представить себе полноценную жизнь складского хозяйства.

Сталкиваясь с этими машинами в гипермаркетах, на предприятиях и складах мы даже не замечаем их, воспринимая как примелькавшуюся обыденность. Меж тем эти незаменимые, умные машины, которые с лёгкостью поднимают и перевозят тяжелые грузы -апофеоз эволюции погрузочной техники, продолжавшейся больше века! Этот немалый срок был нужен для того, чтобы плодотворные технические идеи нашли продолжение, выкристаллизовавшись и шагнув в современные технологии, а тупиковые – наоборот, ушли в небытие.
Появление погрузочной техники сыграло важную роль в мировом экономическом развитии и увеличило объемы транспортируемых грузов. Появились новые способы хранения и обработки грузов. Как следствие, семья погрузочной техники разрасталась, рождались технические и технологические решения, неуклонно повышалась надежность, производительность и безопасность использования. Конечно, это касается в первую очередь пионеров в области погрузочного машиностроения, компаний, стоявших у истоков этого почина и сумевших достичь впечатляющих успехов в разработках и инновациях.
Вклад компании Rocla
Сегодня рынок погрузочной техники богат количеством брендов, активно подтянулись китайские производители… Но ведущую роль сохраняют авторитетные компании десятилетиями копившие и преумножавшие опыт и компетенцию. Те, кто являются первопроходцами на этом сложном, многолетнем пути развития. Среди таковых финская компания ROCLA, появившаяся в середине 20-го века.
В 1955 году ROCLA выпустила первый в мире ричтрак, позже ROCLA стала именем нарицательным для гидравлических тележек, впервые поставив эти простые и удобные устройства в СССР. В народе тележки получили название «рохли» или «роклы», работники склада теперь и не задумываются о происхождении этого названия, настолько прочно оно вошло в наш обиход.
Но сегодня хотелось бы рассказать о «родственных» связях погрузчика, штабелера и ричтрака, т.к. отсутствие знаний в этом вопросе иногда не позволяет сделать правильный выбор и определиться с необходимостью покупки того или иного вида погрузочной техники.
Ричтрак - это погрузчик или штабелёр?

С развитием технического прогресса, с усовершенствованием складов и увеличением площадей, где требуется перевозка и подъем грузов появилась необходимость модернизировать погрузчик ставший привычным . И вот, сконцентрировав усилия на выпуске подъемно-транспортного оборудования, ROCLA выпускает первый в мире ричтрак, по сути повторяющий принцип работы погрузчика, но имеющего ряд полезных отличий.
Первые ричтраки ROCLA имели двигатели внутреннего сгорания, которые впоследствии заменили электромоторами. Таким образом мир получил экологически чистую (в сравнении с погрузчиком) машину без вредного выхлопа, на электротяге.
В основе принципа подъема современного ричтрака – тот же привычный противовес. Только у погрузчика роль противовеса выполняет чугунная формованная деталь с большим весом, а у ричтрака эту роль стала выполнять аккумуляторная батарея, в основе которой тяжелый металл - свинец.
Ричтрак отвечал требованиям складов с ровными полами, год от года претерпевал модернизации и изменения, обрастая новыми полезными качествами и эргономикой. Так появились преселектор и индикатор высоты подъема, активный контроль колебаний мачты (учитывая потребность установки грузов на высоту до 13 метров), интегральная мачта (патент ROCLA) с отличной обзорностью и остаточной грузоподъемностью и другие.
Высокий спрос на машины дал возможность другим производителям подхватить идею и наладить выпуск собственных ричтраков, теперь уже прочно занявших место в линейке погрузочной техники.
В 2018 году в линейке ричтраков ROCLA несколько моделей, выпускающихся серийно: от младшей «лёгкой» HSF14 (с грузоподъемностью до 1400 кг), до старших, топовых: ROCLA HXX20 (с высотой подъема до 13 метров); ROCLA HXS25 (с впечатляющей остаточной грузподъемностью до 1100 кг. на высоте 11,5 метров) и ультрасовременный, многоходовой «Мультивей» ROCLA HXM25, предназначенный для перевозки и складирования длинномерных грузов в узком пространстве. Благодаря поворотным колесам и продуманной конструкции у него шесть режимов движения!
Резюмируя, ричтрак - это тот же вилочный противовесный погрузчик, но адаптированный к работе на складе с соответствующими условиями (ровный пол, высотные стеллажи, узкое пространство, необходимая безопасность и точность операций).
Отличия от штабелёра
Ричтраки иногда называют «высотными штабелерами», но это не совсем так. Дело в том, что это хоть и похожие машины, но с отличиями, которые заставляют выделить ричтраки в отдельный класс погрузочно-разгрузочной техники. Чтобы избежать путаницы, и в связи в возросшим числом всевозможных моделей погрузочной техники, необходимы четкое определение и сегментация.
Осветим ряд отличительных особенностей ричтраков:
- Выдвижение мачты с вилочной кареткой вперед, и наклон каретки для обработки грузов. Эти возможности увеличивают производительность машины, у штабелера их нет.
- Наличие противовеса. Центр тяжести груза между опорными лапами делает устройство более устойчивым.
- Высота подъема. Предел высоты подъема штабелеров 6,5 м. (ROCLA SST20). Ричтрак же работает на высотах до 13 м.
- Универсальный захват груза вилами, имеющими независимый ход, как у погрузчика (т.е. возможность положить вилы «на пол»).
Штабелеры

Что же такое штабелер? Интернет дает сухое техническое описание: «Штабелёр (англ. Stacker) - транспортное средство, оборудованное механизмом для подъёма, штабелирования (хранения и перевозки грузов с установкой друг на друга) или перемещения интермодальных транспортных единиц (грузов, приспособленных для перевозки различными видами транспорта).»

Определение хоть и ёмкое, технически грамотное, но не дает полного представления. Меж тем, этот вопрос важен, т.к. штабелеры (в нашем привычном понимании), имеют ограничения по обработке грузов, являясь «младшими братьями» противовесных погрузчиков и ричтраков.
Первое ограничение касается обработки привычных европейских паллет (поддонов). Дело в том, что у стандартного штабелера вилы опускаются на опорные ноги, и в таком виде штабелер въезжает ими в паллет. Но въезд в паллет, с последующим его подъемом возможен только с короткой стороны (размеры стандартного «евро» паллета 1200 х 800), иначе паллет попросту будет разорван. Произойдет это, когда опорные лапы останутся внизу, а вилы начнут подниматься вверх).
Тут будет полезно взглянуть на рисунки:

Важно, так же, помнить об опорных ногах штабелера при укладке грузов на стеллаж (или друг на друга): внизу необходимо пространство, куда въедут «лапы» штабелера. Такое же ограничение по обработке паллет и у стандартных самоходных паллетоперевозчиков.
Каждая модель ричтрака, погрузчика или штабелера имеет свое оправданное предназначение и появилась только по необходимости возрастающих требований к обработке грузов. Поэтому, следует учитывать конкретные условия, в которых будет работать техника. Ошибки, к сожалению, стоят дорого.
Rocla сегодня
Модельный ряд погрузочной техники ROCLA подойдет для оснащения как небольших складов, так и для полностью автоматизированных участков логистики.
Ассортимент выпускаемой техники включает в себя: ручную и самоходную электротехнику ROCLA (от паллетоперевозчиков до ричтраков), полную линейку электрических, дизельных и газобензиновых погрузчиков CAT, системы управления парком техники (Abbot Fleet Management), а также роботизированные погрузчики Rocla AGV. Rocla безусловный лидер по производству роботизированной техники благодаря 35 летнему опыту. Компания выпустила более 7000 роботов AGV более чем для 1000 проектов по всему миру! Среди них множество модификаций, в том числе и две модели выпускаемые серийно.
Благодаря наработкам, высочайшей компетенции инженеров и уникальным техническим решениям, 10 лет назад ROCLA получила статус конструкторского центра концерна MCFE, объединив знания и усилия с инженерами других стран, и выйдя таким образом на новый уровень развития.
Надеюсь, что этот обзор помог с начальным выбором, позволил увидеть близкие «родственные» связи погрузочной техники и учесть особенности. Ну а если остались сомнения или вопросы, то специалисты Rocla смогут помочь с выбором и принятием верного решения.
Наша компания уделяет огромное внимание развитию, комплексным решениям, и инновациям.
Автор: Руководитель дилерской сети ООО "Рокла РУС" Лев Павлович Ваневский